Родительский университет

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

" Детский сад № 53" 

Копейского городского округа

Родительский университет

 

 

Уважаемые родители!

 

Городская программа по повышению психолого-педагогической компетентности «Родительский университет» работает в Копейском городском округе уже 4 год. 

Университет создан в целях повышения психолого-педагогической компетентности родительской  общественности по вопросам  воспитания детей и функционирует при  Муниципальном учреждении  «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Копейского городского округа Челябинской области.

Копейский городской округ поделён на 16 территориальных образовательных комплексов (ТОК)

 Территориальный образовательный комплекс № 16 «Центральный -2»

включает в себя 3 образовательных учреждений:

 МДОУ "Дс №53",   

МДОУ "ДС № 35",

МОУ СОШ № 1

План программы ТОК №16 Центральный 2

на 2018-2019 учебный год

Тема

Сроки

Место проведения

1

Социализация и адаптация детей

 

 20.09.2018

 МОУ СОШ №1

2

Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей

 25.10.2018

МДОУ "ДС №53"

(второе здание)

3

Индивидуальные особенности детей

 22.11.2018

 МДОУ "ДС №35"

4

 Личностное развитие детей

 20.12.2018

МДОУ "ДС №53"

(второе здание)

5

Дети с особыми образовательными возможностями

 24.01.2019

 МДОУ "ДС №53"

6

Компетенция родителя в вопросах развития и воспитания ребёнка

 21.02.2019

 МДОУ "ДС №53"

7

 Родительская эффективность

 21.03.2019

 МОУ СОШ №1

8

 Здоровьесбережение

 25.04.2019

 МДОУ "ДС №35"

  Заседание №1 "Родительского университета" за 2018/2019 учебный год.

В рамках реализации программы по повышению психолого-педагогической компетентности "Родительский университет" на базе МОУ СОШ №1 прошло первое занятие.

Тема занятия: "Социализация и адаптация детей"

Присутствовало: 46 человек из них 46 постоянных слушателей.

Лекторы в рамках темы раскрыли такие вопросы: 

1. Понятия “социализация” и “адаптация” (Попова Евгения Робертовна);

2. Социализация и адаптация при посещении дошкольного учреждения (Варгуданова Дарья Юрьевна);

3. Рекомендации родителям в период подготовки будущих первоклассников (Полушкина Даниля Раулевна);

4. Рекомендации родителям в период адаптации первоклассников (Мирохватова Ольга Викторовна);

5. Рекомендации родителям в период адаптации пятиклассников (Засыпкина Оксана Сергеевна).

     

 Более подробную информацию можно получить перейдя по ссылке на сайт МОУ СОШ №1

Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада

(Рекомендации родителям)

Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам.

Для всех детей, в том числе и детей с нарушением зрения приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.

С поступлением в дошкольное учреждение в жизни ребенка с нарушением зрения происходит множество изменений: определенный режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка с нарушением зрения одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Для начального этапа адаптационного периода ребенка с нарушением зрения характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность.

Психологи пришли к выводу, что период адаптации может быть разным. Одной из закономерностей является то, чем старше ребенок, тем длиннее адаптационный период. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимаются дома и ребенок растет и воспитывается общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить себя, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10 – 12 дней.

Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в режимных моментах. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом  (отсутствие общения со сверстниками, контактов с взрослыми и т. п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Это возникает, как правило, в связи с тем, что многие родители во многом жалеют ребенка, ссылаясь на имеющиеся зрительные нарушения, такие родители делают все за ребенка, во всем делают ему снисхождения. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.

Дети с нормой адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель, иногда адаптация у детей с нормой затягивается до 3 месяцев. В сравнении, у детей с нарушением зренияадаптация может длиться до 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Это еще связано и с тем, что основная часть детей с нарушением зрения, посещающих наш детский сад, имеют третью группу здоровья. У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Если родителям удалось сформировать у ребёнка с нарушением зрения навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с режимом детского сада, и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада

2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек

3. Неумение занять себя игрушкой

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Дети с нарушением зрения эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться родителями при подготовке ребёнка с нарушением зрения в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок с нарушением зрения приобрёл при поддержке близкого человека.».

Как родители могут помочь своему ребёнку с нарушением зрения в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях«полетаем, как воробушки»«попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

ЗАНЯТИЕ №2 "Родительского университета" за 2018/2019 учебный год.

В рамках реализации программы по повышению психолого-педагогической компетентности "Родительский университет" на базе МДОУ "ДС №53" (второе здание) прошло второе занятие.

Тема занятия: "Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей"

Присутствовало:  31 человек из них  26 постоянных слушателей.

Лекторы в рамках темы раскрыли такие вопросы: 

Боровкова Татьяна Владимировна ознакомила родителей с возрастными кризисами и из влиянием на развитие детей, родители приняли активное участие в практических упражнениях и играх. По окончании занятия родители получили рекомендации для успешного преодаления возрастных кризисов. Родители с теплотой и благодарностью высказали своё мнение о проведённом занятии, о значимости и необходимости поданой инфрмации в таком доступной и интересной форме. 

Возрастные кризисы

КРИЗИСЫ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Они необходимы для того, чтобы человек развивался как личность. По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов человек переживает в среднем 8 кризисов. Благоприятный или неблагоприятный исход определяет  можно сказать дальнейшую судьбу человека. Либо происходит личностный рост, либо возникают нарушения, препятствующие развитию. По окончании кризиса  возникают какие – либо новообразования в психическом развитии и смена ведущего вида деятельности.

         Первый кризис происходит  в период новорожденности. Длится он от рождения до трех месяцев. Новообразование критического периода – комплекс оживления, когда ребенок вскидывает ручки, перебирает ножками, гуллит, вкрикивает. Плач становится средством общения, ребенок привлекает к себе внимание таким образом. Ведущим видом деятельности становится эмоциональное общение с близкими значимыми взрослыми.

     В год происходит второй кризис – кризис первого года жизни. Ребенок начинает понимать, что он и взрослые – это разные существа. У него начинает формироваться собственное «я». При этом он интенсивно развивается – учится ходить, говорить, взаимодействовать с предметами. В силу того, что ребенок еще мал, родители  по привычке ограничивают его во многом. Это вызывает бурный протест со стороны ребенка. Здесь важно вовремя перестроиться  родителям. Да, ребенок перемажется кашей, если попытается сам есть ложкой, но его можно умыть. Да, больше времени уйдет на одевание, если малыш сам захочет надеть что-то. Важно научиться все чаще делать что-то не за ребенка, а вместе с ним. Кризис первого года жизни выводит ребенка на новую ступень развития – ведущим видом деятельности становится предметно-манипулятивная. Мышление становится наглядно-действенным. Ребенок взаимодействует с тем, что видит, познает окружающий мир с помощью сенсорных эталонов – форма, цвет, величина.

КРИЗИС 3 ЛЕТ      Кризис трех лет протекает у детей гораздо более бурно, чем кризис первого года жизни.  В этом возрасте ребенок воспринимает себя как отдельную от родителей личность. У трехлетнего ребенка возникает стремление к самостоятельности.  Кризис трех лет у детей ярко выражен. В этот период они становятся очень  упрямыми. На все просьбы отвечают протестом, отказываясь даже от того, что ранее приносило удовольствие. В общении с родителями и родственниками бывают грубы, могут сказать обидные слова в адрес родного человека. Конфликты со взрослыми заканчиваются истерикой. Так как ребенок не согласен со всем. Все симптомы можно разделить на следующие группы:

Негативизм. Ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых. Голодный отказывается от еды, просит читать книгу и не слушает. Можно спутать с непослушанием. Но с непослушанием мы встречаемся и в более ранний период. В чем отличие? При непослушании ребенок не делает чего-то, потому что ему не хочется заниматься этим в данный момент. Предложите ему другое занятие, вызывающее интерес, и он согласится. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение, т.е. ребенок настаивает на своем требовании. Таким образом он заявляет о том, что он личность и с этим нужно считаться. Не нужно путать с настойчивостью, когда ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок будет настаивать на том, что ему уже не так уж и сильно хочется и вообще расхотелось. Например, он отказывается возвращаться с прогулки домой, заявляя, что будет кататься на велосипеде. При этом он будет кружить по двору с довольно унылым видом.

Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома. Ребенок недоволен тем, что делают другие.

Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Возникают конфликты со взрослыми. Если конфликты становятся регулярными, то в этом случае мы говорим о протесте-бунте.

Обесценивание. Обесценивается в глазах ребенка то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Обесцениваются значимые взрослые. Например, мама может услышать в свой адрес слово «дура». Ломаются любимые игрушки, вещи.

Стремление к деспотизму.  Встречается в семьях с единственным ребенком. Ребенок, проявляя свою власть над взрослыми, диктует, что он будет есть, а что нет, пойдет ли мама по своим делам или останется дома. Звучат команды, приказы.

        Многие родители, сталкиваясь с трудностями кризиса, теряются, пытаются по  разному воздействовать на ребенка. Главное здесь – найти золотую середину, когда маленький человечек сможет самоутверждаться и в то же время находиться в зоне влияния родителей. Нельзя идти на поводу у ребенка и во всем ему потакать, разрешать манипулировать с помощью плача и истерик. Но нужно научиться считаться с его желаниями, по возможности предоставлять ему самостоятельность. Тогда в ребенке сформируются такие качества как:

Инициативность

Целеустремленность

Ответственность

Творческие способности

       Подавление личности ребенка лишает его волевых качеств и может негативно отразиться на характере и здоровье.

После прохождения кризиса у ребенка ведущим видом деятельности становится игра.

 КРИЗИС 7 ЛЕТ Данный кризис  связан с осознанием своего места в обществе. Ребенок приобретает новый статус – ученик и член коллектива. Игровая деятельность заменяется на учебную, в качестве авторитетного взрослого выступает не родитель, а учитель. Кризис проявляется не настолько ярко, как кризис 3 лет. Многие родители даже не замечают его проявлений. Симптоматика кризиса такова:

Потеря непосредственности. Он начинает взрослеть. Поступки становятся обдуманными. Появляется ответственность за выполнение уроков, домашних обязанностей.

Манерничание. Ребенок становится замкнутым, закрытым, что-то из себя строит, порой кривляется.

Симптом «горькой конфеты». Ребенку плохо, но он старается этого не показать. Если ребенка похвалить за плохо сделанную работу, то его это огорчит.

Хитрость. Ребенок пытается получить какую-то выгоду для себя или нарушить какие-либо правила.

        В этот период у ребенка формируется отношение к себе, к миру, что отражается на всей его  дальнейшей жизни. Поэтому так важна поддержка со стороны взрослых.

- Проявляйте уважение, терпение, доброжелательность в общении. Тактично давайте оценку его действиям, так как в этот период дети болезненно реагируют на критику.

- Отвечайте понятно на все вопросы, которые ребенок вам задает. Отговорки типа «тебе еще рано это знать», «маленький еще» только вредят.

- Помимо учебных занятий у ребенка должны появиться постоянные домашние обязанности. Обговорите с ним выполнение этих обязанностей. Старайтесь не заставлять ребенка это делать, а поощрять.

- Важно признавать в ребенке независимую личность.

         Ведущим видом деятельности после прохождения данного кризиса является учебная деятельность.

Памятка для родителей

ЗАНЯТИЕ №3 "Родительского университета" за 2018/2019 учебный год.

В рамках реализации программы по повышению психолого-педагогической компетентности "Родительский университет" на базе МДОУ "ДС №35" 22 ноября прошло третье занятие.

Тема занятия: "Индивидуальные особенности детей"

Присутствовало:  31 человек из них  30 постоянных слушателей.

Занятие проводила руководитель центра «Проявление» Коробова Альфия Масхутовна. 

В первой части занятия  говорили  об особенностях каждого типа темперамента и особенностях воспитания детей в соответствии с каждым типом.

Затем более подробно остановились на универсальных правилах воспитания детей, которыми необходимо владеть каждому родителю.

Индивидуальные особенности детей определяются как врожденными факторами( тип нервной системы, темперамент), так и приобретенными( воспитание в семье, условия  и образ жизни ). Различают следующие индивидуальные особенности : гиперактивный ребенок, ребенок со страхами, тревожный ребенок, медлительный ребенок, застенчивый ребенок, утомляемый, истощаемый ребенок, ребенок-фантазер, агрессивный ребенок и т.д. Подробнее о различных индивидуальных особенностях детей с рекомендациями можно ознакомиться в памятках родителям "Индивидуальные особенности детей"

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»