Авторские программы

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

" Детский сад № 53" 

Копейского городского округа

Авторские программы

 

Целевая программа «Педагогика здоровья» 

Раздел 1. Общие положения

Актуальность проблемы

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к детям и их здоровью. Охрана жизни и укрепление здоровья, улучшение физического развития, функционально совершенствование детского организма являются первоочередными задачами в дошкольном возрасте (ст.18 Закона РФ «Об образовании»). Здоровьесберегающие процессы должны находить свое решение с позиций усиления воспитания как важнейшего направления социальной помощи государства (ст.13 Закона «О физической культуре и спорте в РФ»).

Актуальность выбранной темы целевой программы «Педагогика здоровья» подтверждают статистические показатели. По данным углубленного медицинского осмотра в нашем ДОУ в 2004 г. на первом месте находится патология зрения – 57,3%. Это обусловлено спецификой формирования групп и классов для детей с нарушением зрения. На втором месте патология опорно-двигательного аппарата – 32,9%. На третьем месте заболевания сердечно-сосудистой системы – 13,4%. В силу этих причин проблема сохранения и профилактика здоровья детей становится особенно актуальной в воспитательно – образовательной работе в ДОУ.

В детском саду созданы все условия для развития детей: оборудованы и функционируют физкультурный и музыкальный залы, спортивная площадка на улице, кабинет ЛФК, кабинет психолога, кабинеты дефектологов – тифлопедагогов, кабинеты логопедов, офтальмологический блок, медицинский блок.

Условия, необходимые для развития, лечения и профилактики здоровья детей в ДОУ, обеспечиваются, прежде всего, квалифицированной работой педагогов. Педагоги ДОУ систематически проходят переподготовку на курсах повышения квалификации в ИДПОПР и при УО г. Копейска. Ежегодно проводится комплекс организационно-методических мероприятий по работе с молодыми специалистами, включающий в себя наставничество, привлечение к участию в методической работе, развитие творческого потенциала.

МДОУ № 53 является базой для проведения мероприятий городского и областного значения:

  • областных курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений (2003);

  • областных курсов повышения квалификации руководителей дошкольных учреждений (2004, 2005 г.г.);

  • семинаров логопедов и дефектологов города ежегодно с 2001 года;

  • семинаров музыкальных руководителей города ежегодно с 2005 года.

Направлениями работы дошкольного учреждения являются:

  • Обеспечение компенсации с последующей реабилитацией детей с нарушением зрения;

  • Обеспечение своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка;

  • Сохранение, укрепление здоровья детей дошкольного возраста и формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Достижению результатов по обозначенным направлениям способствуют:

  • Охрана и укрепление психофизического здоровья детей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании и обучении;

  • Обеспечение личностно-ориентированной модели взаимодействия;

  • Повышение качества реализации программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, в ДОУ созданы все условия для внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и необходима программы, направленная на укрепление здоровья детей в процессе обучения.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня лечебной и профилактической работы.

  • Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

  • Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

  • Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Законы Челябинской области «Об образовании», «О здравоохранении».

  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

  • Программа развития ДОУ Центра развития ребенка д/с №53.

  • Устав образовательного учреждения.

  • Воспитательно – образовательные программы.

 Цель программы

Программа «Педагогика здоровья» направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения здоровья, создание здоровьсберегающей системы воспитательно – образовательной и коррекционной работы.

Сроки реализации

2005-2010 годы.

Объекты программы

  • дети дошкольного и младшего школьного возраста;

  • семьи детей, посещающих детский сад;

  • педагогические, медицинские коллективы образовательного учреждения, города.

Раздел 2.  Основные направления программы.

  1. Организация медицинских мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей.

  2. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса.
  3. Комплекс психогигиенических и профилактических средств.

  4. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.

  5. Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей.

  6. Организация работы по обучению детей безопасному поведению.

  7. Повышение квалификации педагогических и  медицинских кадров.

 

 

Целевая программа «Экология от А до Я» 

Раздел 1. Общие положения

Актуальность проблемы

  Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного воспитания дошкольников в ДОУ.  Второе  звено экологического воспитания - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих проблем,  в дошкольном учреждении появилась необходимость  создания целевой программы «Экология от А до Я».В детском саду созданы все условия для воспитания экологической грамотности  детей: в группах оборудованы уголки природы,  лаборатории,  на территории детского сада - огород, зелёнaя аптека, цветники,  игровые зоны  для  воды и песка.

 Условия, необходимые для развития и воспитания  детей в ДОУ, обеспечиваются, прежде всего, квалифицированной работой педагогов.

Реализацией программы будут заниматься высококвалифицированные специалисты: старшие воспитатели, воспитатели групп, педагог-психолог,  учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, преподаватель изодеятельности, преподаватель ритмики.

Образовательный ценз педагогов и специалистов позволяет успешно осуществлять основные направления развития ДОУ.

По стажу педагоги распределяются следующим образом:

До 5 лет – 21 %

От 5 до 10 лет –  14 %

От 10 до 15 лет –  21 %

От 15 и более лет –  44 %

Характеристика профессионально-образовательного уровня МДОУ № 53:

- высшее образование имеют 52 % сотрудников;

- среднее специальное – 48 %.

 Аттестовано:

- высшая квалификационная категория – 22 %

- 1 категория – 45 %

- 2 категория – 10 %

- без категории – 23 % (вновь прибывшие педагоги)

  Педагоги ДОУ систематически проходят переподготовку на курсах повышения квалификации в ЧИППКРО и при УО г. Копейска.

 Ежегодно проводится комплекс организационно-методических мероприятий по работе с молодыми специалистами, включающий в себя наставничество, привлечение к участию в методической работе, развитие творческого потенциала.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. В детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Ожидаемые результаты       

  • Повышение уровня профессиональной компетентности  педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
  • Повышение уровня экологической культуры  дошкольников

  • Осознанное отношение детей и их родителей к  сохранению окружающей  природы.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Конституция РФ
  • Конвенция  о правах ребенка.
  • Декларация прав ребёнка.
  • Закон  «Об образовании в РФ».
  • Закон  Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
  • Экологическая доктрина Российской Федерации
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором  (2010 г.)
  • Программа развития ДОУ Центра развития ребенка Детский сад  №53.
  • Устав образовательного учреждения.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
  • Воспитательно – образовательные программы.

 

 Цель программы

  • Формирование экологической воспитанности дошкольников;
  • Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  •  Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Сроки реализации

2012 -2017 годы

Объекты программы

 
  • дети дошкольного возраста;
  • семьи детей, посещающих детский сад;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения

 

Раздел 2.  Основные направления программы.

  1. Организация работы по основным направлениям  воспитательно-образовательной работы.
  2. Организация методических  мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов.
  3. Обогащение  условий предметно – развивающей среды в ДОУ для экологического воспитания дошкольников
  4. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации экологической  деятельности детей

 

Программа коррекционной работы для детей инвалидов дошкольного возраста "Особый ребенок" 

Раздел 1. Общие положения

Актуальность проблемы

В настоящее время в образовательной среде является актуальной проблема интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство.   Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.  Обеспечение социальных гарантий в области образования закреплены в Федеральном Законе  «Об образовании в Российской Федерации» ст. 42, ст.64,ст.79, в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям-инвалидам в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Необходимость создания программы коррекционной работы для детей-инвалидов вызвана увеличением числа детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение. Это определяет необходимость повышения компетенции сотрудников дошкольного образовательного учреждения в области ранней помощи детям-инвалидам и создания возможности интегрированного пребывания детей дошкольного возраста со сложной структурой психофизического и интеллектуального развития в среде здоровых сверстников.

Именно ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь ребенку-инвалиду в условиях дошкольного учреждения позволяет в значительной степени нивелировать влияние первичного дефекта на ход психофизического развития.

Объекты программы

  • дети-инвалиды дошкольного возраста с 3 лет до 7 лет
  • родители детей-инвалидов
  • специалисты ДОО

 

 Цель программы

  • Программа коррекционной работы составлена  в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидами в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
  • Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации образовательного процесса.
  • Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей-инвалидов. Это могут быть формы обучения в общей группе по основной общеобразовательной  программе дошкольного образования или по индивидуальной программе.
  • Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

 

Законодательно-нормативное обеспечение программы 

Международные правовые акты

  •       Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г
  •       «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»  (приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года); 
  •   «Конвенция о правах инвалидов» принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (положения об инклюзивном образовании);

 

Нормативные правовые акты Российской Федерации

  •     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993

  •       Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  •      Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"  от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  •      Постановление ГД ФС РФ от 02.06.99 № 4019-II ГД о Федеральном Законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" (специальном образовании) Проект
  •        Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ;
  •      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

  •      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 ноября  2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

  •       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

  •      Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях

  •     Письмо Министерства образования РФ          от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

  •       Письмо Министерства образования РФ          от18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

 

Муниципальный уровень

  •       Договор о взаимодействии ДОУ Центра развития ребенка д/с №53 и МОУ ППМС Центра Диагностики и Консультирования Копейского городского округа
  •     Договор о взаимодействии ДОУ Центра развития ребенка д/с №53 и Челябинского Областного центра диагностики и консультирования

 

Уровень образовательного учреждения:

  •       Программа развития МДОУ ДС № 53.
  •        Устав МДОУ ДС № 53.

  •        Образовательная программа МДОУ ДС №53.

  •        Положение о логопедическом пункте при МДОУ ДС № 53.

  •        Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ ДС № 53.

  •        Положение о группах компенсирующей направленности  для детей с нарушением зрения МДОУ ДС № 53.

Задачи программы

Дети-инвалиды имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания, адаптированной к их возможностям частично индивидуальной программы обучения. В связи с этим, задачами программы коррекционной работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста являются:

  •         Поддержка деятельности администрации в направлении развития инклюзивной культуры в образовательной организации, формировании инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом и родительском коллективах образовательной   организации.
  •       Участие в определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования.

  •     Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательной организации.

  •     Определение особых образовательных потребностей детей-инвалидов.

  •        Определение особенностей организации детей-инвалидов образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

  •       Организация условий для деятельности конкретных педагогов – учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов.

  •       Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, реабилитационной программы).

  •       Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.

  •       Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению детей-инвалидов в группу сверстников и в образовательный процесс, оценку адаптации и динамики развития;

  •       Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;

  •        Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей-инвалидов.

  •        Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка-инвалида.

  •      Координация взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами – учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных  организаций  или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»