Воспитание искусством

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

" Детский сад № 53" 

Копейского городского округа

 

Воспитание искусством

 

Преподаватель изодеятельности Вишнякова И.В.

первая категория

Художественное воспитание детей дошкольного возраста решает проблему доступности для детей эстетического восприятия искусства.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте тесно связано с развитием всех  психических процессов (восприятие,  воображение, мышление) и зависит от мотивов и целей деятельности, от наличия самоконтроля и умения удерживать цель.

Рисование как один из видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для развития ребёнка  дошкольного возраста. Оно зарождается к трем годам, когда ребенок овладевает карандашом как орудием и впервые «открывает» наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях. Развитие рисования происходит постепенно, в ходе чего ребенок усваивает эстетическую функцию, когда дошкольник  в своем рисунке передает отношение к окружающему. 

Если малыши просто радуются красивой иллюстрации в книге или матрешке, то  старший дошкольник уже умеет выражать свое мнение на определенную работу. И пытаясь дать оценку, он объясняет почему. По-особому ребенок относится к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально-эстетического отношения к действительности: красивое — всегда яркое, красочное, а некрасивое — темное, блеклое. В дошкольном возрасте закладываются некоторые изобразительные способности, например, способность подчинять цветовое решение рисунка своему замыслу.  

На занятиях по рисованию мы знакомим детей с начальными ступенями различных видов изобразительного искусства:

  • живописи,

  • скульптуры,

  • графики,

  • декоративно-прикладному творчеству.

Работа строится по следующим направлениям.

  1. Диагностика:

    • определение уровня развития навыков владения кистью и карандашом;

    • умение рассказать, что изображено на рисунке;

    • назвать свою «картину» (для детей старшего дошкольного возраста ).

  1. Планирование работы на учебный год с учетом знаменательных дат, на основании договоров с учреждениями города, основных задач ДОУ.

  2. Проведение  различных мероприятий - выставок рисунков детей и праздников.

Знакомство детей с произведениями искусства начинается с  занятия по  рисованию, где происходит не только рассматривание, анализ произведений, но большую часть занимает умение создать свою работу, передать в ней свое отношение к окружающему. Маленькие художники с помощью языка  изобразительного искусства пытаются передать характер, настроение, как человека, так и природы и даже окружающих предметов. На занятиях дети выполняют работу коллективно, в парах или индивидуально.

Учитываются интересы детей  при выборе материала. Многим детям для  приобретения  навыка работы красками требуется длительный период времени, в связи с чем они долго не получают удовлетворение от результата своей работы. Поэтому часто на занятиях использую нетрадионные приемы и техники рисования:

  • пластилинография,

  • бумажная пластика,

  • печать листьями, штампами.

Малыши с удовольствием рисуют ладошкой и пальчиком – это и возможность «извазюкать» руку, и удовлетворение от  работы, которая получилась. Если в младших группах   происходит знакомство детей с новыми приемами или техниками, то в старшем возрасте планируется цикл занятий и выставки работ, где дети видят результаты своего труда.

Свое отношение  в работе ребенку легче выразить, если тема ему близка и понятна, а задача имеет игровую форму. Поэтому при  планировании учитываются интересы и мотивы ребенка (изготовление «валентинок» для любимых людей или поздравительные газеты, рисование портрета мамы, своего друга, составление коллажа по любимому произведению). Интерес у детей вызывают также произведения  декоративно-прикладного искусства. Рассматривая изделия,  ребята знакомятся с особенностью промысла, цветовым решением, применением в быту. Организуя работу по ознакомлению с национальным богатством России, учитываем региональный компонент образовательной программы. Так, техника бумажной пластики помогла познакомиться с историей нашего города. С детьми были выполнены коллективные коллажи на темы:

  • «Наш город»,

  • «Русские избы».

Решая годовые задачи ДОУ, в тесном контакте с другими специалистами (музыкальными работниками, хореографом, физкультурным работником) проводятся интегрированные занятия и праздники, на которых дети получают полное представление  о гармонии красоты всех видов искусств.  Так, любимые с детства стихотворения А.Л.Барто можно не только рассказывать и рисовать, но и петь и даже придумать танец, а также увидеть на празднике «Богатство Урала» изделия  наших мастеров из декоративных камней, поиграть в шахтеров, спеть песню о Родной земле.  

В начале года заключаются договора о сотрудничестве с библиотеками города. Городская Центральная библиотека регулярно проводит выставки работ художников и детских творческих коллективов города Копейска, на которых искусствовед знакомит детей с творчеством копейчан. Познавательные беседы помогают увидеть малышам прекрасное в обычных вещах, научится любить свой город, ценить труд других людей. Центральная детская библиотека проводит с детьми цикл запланированных мероприятий:

  • праздники,

  • беседы,

  • конкурсы,

  • викторины.

Большое значение в работе с дошкольниками по  формированию любви к искусству играет взаимодействие педагогов.  Единые лексические темы в ДОУ, рекомендации преподавателя изодеятельности для воспитателей по содержанию подготовительной работы к занятиям, индивидуальная работа с каждым ребенком – все это в полной мере способствует проявлению у детей интереса к изобразительному искусству и позволяет им активно проявлять себя  во время занятий в детском саду, на мероприятиях в  библиотеке, где на листе бумаге они рассказывают о своих впечатлениях с помощью материалов, которые выбирают по своему желанию. Итогом  работы являются выставки детских работ, как в ДОУ, так и в других учреждениях города:

  • «Мой любимый город»,

  • «Сказки Бажова»,

  • «Портрет мамы»,

  • «Новогодние сюрпризы».

Все воспитанники ДОУ, начиная со среднего возраста, принимают участие в оформлении детского сада к праздникам. Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Овладевая навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными решение более сложных задач: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. Способность к эстетическому восприятию у ребенка формируется  при целенаправленной работе всех педагогов ДОУ. И видя, с каким интересом, дети рассматривают картины художников, задают вопросы, делают предположения о том, что хотел рассказать художник, когда могут рассказать,  чем знаменита Уральская земля, чем славится город Копейск, когда могут нарисовать портрет любимой мамочки, или изобразить красоту осеннего леса, то понимаешь, что воспитание искусством является важным и необходимым направлением в становлении гармонично развитой личности каждого ребёнка.             

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»