Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

" Детский сад № 53" 

Копейского городского округа

Советы родителям

 

Экологическое воспитание

 детей в семье

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

 

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

 

 «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

 

Правила поведения в природе

-Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

-Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг – не луг. Не ловите насекомых. Ягода – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирают так, чтобы не повредить веточки.

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1) Прочитайте книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2) Предложите, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3) Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1) Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребёнок должен знать цель – подарить кому – то, украсить комнату)

2) Приобрести игрушку – образ животного, обыграть её.

Правила поведения в природе:

-Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

-Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг – не луг. Не ловите насекомых. Ягода – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирают так, чтобы не повредить веточки.

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1) Прочитайте книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2) Предложите, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3) Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1) Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребёнок должен знать цель – подарить кому – то, украсить комнату)

2) Приобрести игрушку – образ животного, обыграть её.

Правила поведения в природе.

(выдержки из журнала «Дошкольное воспитание» №7 2000г)

-Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

-Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг – не луг. Не ловите насекомых. Ягода – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирают так, чтобы не повредить веточки.

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1) Прочитайте книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

2) Предложите, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3) Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.

 

Ребенок и природа.
1. Все чаще звучит в природе «SOS” 
- Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. 
- Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню. 
- Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. 
- Я знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» 
Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше. 
Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю. 

2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? 
Прежде всего через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). 
Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а…. 
-- Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. 
-- Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. 
-- Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из – лекарство для лесных обитателей. 
-- Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц. 
-- Вежливый человек не оставит после себя свалки. 

3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». 
4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошее зачинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы. 
5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера. 
Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней. 

Примерная анкета для родителей. 
1. Есть ли у Вас дома животные, растения? 
2. Кто за ними ухаживает? 
3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями? 
4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказке, ухаживать за животным (растением)? 
5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия 
а) Вы не обращаете внимания 
б) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т.д. 
в) Поступаете как- то иначе 
6.Читаете ли Вы с детьми книги о природе? 
7.Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"